« Вернутся в раздел

Мастерская конструирования личности

30.10.16

Уроки Достоевского. Быть и бороться, что, может быть, и означает: жить

Автор: Валентин Бадрак

Источник: Проект "Лица цивилизации"

 

 

Урок: Порой собственные пороки помогают лучше понять и осознать человеческое, чтобы влиять силой позитивного мышления на потомков

 

Образ Федора Достоевского определенно соткан из самых загадочных противоречий: и как личность, и как писатель он занимает особое, причем маргинальное положение. С одной стороны, он умиляет вложенными в произведения переживаниями, с другой, язык его и способ изложения не производит никакого впечатления на крупных игроков литературного поля. Стоит лишь вспомнить уничижительные оценки литературного эстета Набокова. Да и сам он признает собственные слабости: «Я очень хорошо знаю, что пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже». С одной стороны, произведения Достоевского несут в себе едва ли не самые претенциозные уроки нравственного воспитания, с другой, сам писатель весь скроен из мутных пороков. Рулетку, в примеру, он сумел бросить лишь за десять лет до смерти. С одной стороны, многие ценят у Достоевского улавливание тончайших колебаний человеческой души, и даже Ницше признавал, что у Достоевского он мог кое-чему поучиться. И в то же время он неисправимый ипохондрик, мрачный и замкнутый меланхолик. Нелюдимый с детства, он проявлял глубокую, почти фанатичную религиозность. И одновременно был уличен в актах беспричинного садизма: стегал лягушек ореховым хлыстом. «Деньги расходились у него очень характерно – на милостыню и распутство», - эти слова принадлежат Стефану Цвейгу. А гуманность и любовь к человеку у него сочетается со способностью доводить себя до бешенства, до невменяемого состояния. Черту сумрачным состояниям Достоевского подводит блестящий генетик Владимир Эфроимсон: «При всем уважении к гению Достоевского его характерология не вызывает сомнения: это был деспот, взрывчатый, неудержимый в своих страстях (картежных и аномально-сексуальных), беспредельно тщеславный, со стремлением к унижению окружающих и эксгибиционизмом, сочетавший все это со слезливой сентиментальностью, необычайной обидчивостью и вязкостью».

Раннее развитие Достоевского в значительной степени обусловлено чувствительностью расшатанной психики, собственное воображение доводило его до галлюцинаций. Он был вторым из семи детей, оставшихся в живых. А когда ему исполнилось шестнадцать, от чахотки угасла его мать. Следующее потрясение переоценить невозможно: гнетущий суд и смертельный приговор к казни в двадцать восемь лет с жуткой, безжалостной к психике инсценировкой (один из участников сошел с ума) и последующей заменой казни каторжными работами.

            Чувствительность и работоспособность сделали Достоевского могущественным творцом. Он мог писать ночи напролет, возбуждая себя крепким чаем (в конце жизни пристрастился и к алкоголю). Достоевскому открываются более тонкие плоскости понимания природы человека, которые он весьма умело использует в произведениях. По мнению уже упоминаемого Эфроимсона, «со смещением из-за психопатологии точки зрения видится многое такое, чего не замечают нормальные люди». Но Достоевский двигается и растет, преодолевает свои комплексы, опять оступается, и снова бросается на баррикады. Он – боец, и это тоже урок: быть и бороться! Что, может быть, и означает: жить. 

 



Комментарии


Каждый человек рожден для потенциальной миссии
Каждому подвласна уникальная форма самовыражения.
Каждый сам делает свой выбор. Сделай свой выбор
и обрети новую, более яркую реальность.